СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА. чтец Николай Юрьевич Илюшин

Публикации преподавателей

Автор статьи освящает вопрос о происхождение мира. Анализируется святоотеческий подход к данной проблеме. В последнее время озвученная тематика широко исследуется в различных источниках, обогащая научные знания разнородной информацией. Анализ через призму Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, позволяет увидеть важнейшие истины заключённые в библейской теории происхождение мира и человека.

 

Ключевые слова: Ветхий Завет, Бытие, происхождение человека, сотворение мира. Свт.  Василий Великий, Свт.  Амвросий Медиоланский, Свт. Иоанн Златоуст.

 

Продолжительность дня творения по учению святых отцов Василия Великого и Амвросия Медиоланского

 

Проблема продолжительности дня творения беспокоила умы богословов Восточной и Западной Церкви на протяжении долгого времени. Актуальность этой темы сохраняется до сих пор. В частности, далее речь пойдет о взглядах святых отцов Восточной и Западной Церквей: святителей Василия Великого и Амвросия Медиоланского.

Святитель Василий Великий, рассуждая над стихами книги Бытия, говорит следующее: «И нарек Бог свет день, а тьму нарек ночью» (Быт. 1, 5). День – это момент, когда уже было сотворено Солнце. Об этом прямо говорит Господь. Если рассматривать проблему глубже, день – это время, освещенное солнцем, а ночь — это когда земля покрывается тенью.

«И был вечер, и было утро, день един» (Быт. 1, 6).

Вечером, по мнению святителя, здесь называется граница дня и ночи, а утро можно сказать — переход от ночи ко дню. Моисей дает название концу дня, затем концу ночи, потому что ночь следует за днем. Это делается специально, чтобы первого по происхождению, выделить особенно. Постоянная тьма – вот состояние мира, перед сотворением света. Это не ночь, и святитель Василий особенно это подчеркивает. Господь, таким образом, разделяя понятия утра и вечера, объединяет их в одно суточное время, обозначая двадцать четыре часа продолжением одного дня. Далее, рассуждение продолжаются таким образом: двадцать четыре часа – это один день, поэтому и всегда, в зависимости от солнечного движения сменяют друг друга вечер и утро, этот период ни больше, ни меньше, но один день. Из всего сказанного следует сделать вывод, что, по мнению святого Василия, день представляет собой 24-часовой временной промежуток только после того, как Господь творит Солнце. То есть, время возникает вместе с творением светил.

В стихах пророков: «день Господень велик и светел» (Иоил. 2, 11), для «чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет» (Ам. 5, 18), святитель Василий видит в нем тьму, которая для достойных. Есть мнение у святых отцов, о невечернем дне, который у псалмопевца Давида имеет название «восьмого» (Пс. 6:1). Этот особый день находится вне нашего реального времени. Но также встречается выражение, что день, и век- слова одного и того же понятия [2, с. 22].

Святитель Василий Великий развивает свои рассуждения о времени продолжительности дня следующим образом. Сказано дальше: «и ещё они будут служить для указания дней и лет» (Быт. 1, 14). Рассматриваются подробно времена. Это нужно понимать так: здесь речь идёт о переменах сезонов года, которые постоянно сменяют друг друга и представляют собой земной год.

Подчеркивается также, что день и ночь существовали до сотворения, светил: Солнца и Луны. В подтверждение этого мнения, мы находим выражение в Псалтири: «поставил солнце в область дне, луну и звезды в область нощи» (Пс. 135. 8-9). Возникает закономерный вопрос, каким образом выражается солнечное превосходство в дне? Используется святителем выражение, что Солнце носит в себе свет. И, поднимаясь, каждый раз над нашим горизонтом, рассеивает и побеждает тьму, и наступает день. Поэтому, говорит святой, не ошибется тот человек, кто даст вот такое определение дня: день — это мера времени, в которую солнце располагается в полушарии над Землей. [2, с. 23]

Святой Амвросий Медиоланский, представитель Западной Церкви, так же много времени посвятил рассмотрению этого вопроса. Свое учение он подробно изложил в своём Шестодневе в первой главе «О первом деянии Божьем».

Рассуждения свои он начинает с первого слова книги Бытия: «в начале» (Быт. 1, 1). Мир не был безначальным – утверждает святой Амвросий. Обращаясь вновь к Псалтири, в частности в выражении о небе, о земле и о море, есть такое выражение: «всё премудростью сотворил» (Пс. 13, 25). Следует сказать, что в творении мира не было промежутка, заметного людям, потому что Господь очень быстро совершает Свой труд. В одно мгновение Господь закончил творение мира так, что исполнение Его совпало с решением. Далее рассуждения святого обращены на тот промежуток, который должен существовать между мыслью и действием у Бога: Он сказал, и сделалось, Он приказал, и совершилось [3, с.75].

Главный вывод, который следует из рассуждений, это то, что деяние не опережало решение, ни решение не было перед деянием. У Бога эти два действия происходят одновременно. [3, с.75]

Свою позицию по времени продолжительности дня, святой отразил в следующем. Посмотри на небо, созданное прежде Солнца; посмотри на землю, которая стала видимой и была сформирована до явления Солнца; посмотри на растительность, которая предшествовала появлению солнечного света. «Тернии предварили солнце, былинка старше луны» [3, с.75]. По этой причине не считай этот предмет чем-то божественным, не обожествляй его. Три дня прошло. Никто не искал солнца, но блеск света был очевиден повсюду. Потому что день тоже имеет свой свет, это так называемый предтеча солнца». Таким образом, продолжительность одного дня творения у Бога по мнению святого, возможно, была равна трём нашим дням.

«Вначале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1, 1). Рассуждения святого отца строятся от этих слов. Начало – ко времени, либо к месту, либо к основанию; подобно строительству дома, в котором начало это фундамент. Начало дела – само дело, из него строится и отдельные дела. Сказано открыто, в какое время сотворил Бог небо и землю. Это время относится к моменту, когда мир только возникал, в процессе творения, по словам Премудрости Соломона: «когда Он уготовлял небо, Я была с Ним» (Притч 8, 27). Продолжая свои рассуждения, святой говорит, что вначале сотворил Бог небо и землю, затем – холмы и страны света, места, не видимые человеку. Бог сотворил небо и землю прежде прочих видимых творений: дней, ночей, растений, животных и так далее. Если же ты относишь это к основанию, то основанием, была земля, по словам Премудрости Соломона: «когда Он полагал основание земли, Я была с Ним всё время» (Притч 8, 29). Премудрость, подчеркивает святитель Амвросий, есть доброе начало для знания: «начало премудрости – страх Божий» (Притч 1, 7) [3, с. 75].

Дальнейшие свои рассуждения святой Амвросий посвящает происхождению мира. Мир получает начало с момента наиболее благоприятного из всех времён. По этой причине, год – это образ повторения рождения мира.

В начале весны земля производит ростки, согласно словам Бога: «да произрастит земля траву, сеющую семя и древо плодовитое, приносящее плод» (Быт 1, 11). И здесь мы видим, как Божий указ сразу исполняется: сразу произвела земля траву полевую и древо плодоносящее. Далее, святой Амвросий показывает интересный момент: тленная природа легко повинуется времени. Посреди ледяных бурь и зимних снегов земля производит ростки. Всё это происходит согласно Божьему промыслу в свое время: в мороз не вырастают плоды, также не смешиваются цветение с жестокими морозами. Потому что Писание объявляет начало в сотворении мира, точно так же объявил Господь и время первого весеннего месяца. Бог назвал начало года для рождения, само рождение благословлено Богом [3, с.75].

Для нашего понимания святой уточняет: начало жизни ещё не жизнь, и начало дома ещё не дом. Наконец, звучит ещё одно высказывание: Господь сотворил и исполнил все творения Свои быстро и во мгновение. Его творение получило начало не сообразно со временем, но перед временем. Небо и земля — это признак вещей невидимых, признак особого предмета, который не имеет вида, согласно книге Псалтирь: «небеса возвещают славу Божию и дела рук Его возвещает твердь» (Пс. 18, 1). Так же и в другие слова Бог вложил одинаковый смысл: «потому что невидимое Его… через рассматривание творений видимо» (Рим 1, 20). Потому мы легко познаем Бога как Создателя ангелов, сил и господств, Который исполняет повеления Свои в мгновение ока и сотворил великолепный мир. Творение из несущего в сущее [3, с. 77].

Завершая рассмотрение рассуждений обоих отцов святой Церкви, мы приходим к следующим выводам. У святителя Василия день творения равен нашим 24 часам, а у святителя Амвросия день творения был равен трем дням нашего времени. В любом случае, проблема продолжительности дня является одной из интересных и очень спорных в богословии Церкви и будет являться предметом дискуссии еще долгое время.

 

Творение мира в контексте толкования Святых Отцов

 

Главную мысль, которую следует выделить в данном вопросе: при токовании книги Бытия, в частности, об истории сотворения мира, все отцы Церкви проявляли крайнюю осторожность.

Святитель Григорий Нисский и святитель Афанасий Александрийский отвергали понимание первой главы книги Бытие буквально, однако святой Иоанн Златоуст настаивал на буквальном толковании [4]. Также и Антиохийская школа проявляла определенную осторожность в исследовании этого вопроса. Но, однако, святые отцы не оспаривали друг друга за различные мнения и никому не запрещали высказывать свою точку зрения по этому предмету.

Главный момент, который также стоит отметить, это то, что святой Василий Великий и преподобный Иоанн Дамаскин, в своих произведениях раскрывали содержание священных книг согласно открытиям своего времени, и защищали Священные Книги от нападок отрицательной, зачастую еретической критики.

Бытописатель Моисей написал книгу Бытие несколько тысячелетий назад. Современным языком очень трудно изобразить картины космических явлений, увиденных Моисеем. Святой пророк Моисей не мог во всех подробностях показать нам акты творения. Следует отметить образность и символизм, которым пользовался пророк в описаниях дней творения и видимого им первобытного мира.

С первых стихов книги Бытия можно сказать, что Творцом всего видимого и невидимого мира является Господь Бог. Символ веры подчеркнул это мнение в 325 году, приняв его за догмат, который с тех пор официально сформулирован в первом его члене. Первый стих отмечает акт творения Богом пространства и материи Вселенной. Последующие стихи книги Бытие объясняют развитие созданного мира.

По поводу первого стиха книги Бытие, много святых отцов Церкви писали свои рассуждения и проводили исследования, высказывая личные мнения и представления.

Так, например, святой Ефрем Сирин, говорит, что слова «в начале» просто указывают на хронологическое начало творения видимых вещей [5]. Учение других святых отцов, таких как святого Амвросия Медиоланского, блаженного Августина и других, сводилось к аллегорическому толкованию этих слов. Они видели здесь скрытое указание на вторую Ипостась Святой Троицы – Сына Божия, находящегося в начале всего.

«Сотворил Бог» (Быт. 1, 1). Исследователи Священного Писания отмечают само слово, стоящее в оригинале: еврейский глагол «бара», который означает творить из ничего. В этом, пожалуй, и находится главный ответ на вопрос ученых, для которых является загадкой происхождение материи, так как научно подтверждено, что она не является вечной, но имела определенное начало, творческий акт.

Заключительные слова первого стиха обозначают творение «всей вселенной», некоторые святые отцы (Феофил Антиохийский, Василий Великий, Феодорит, Иоанн Дамаскин и многие другие) указывают на сотворение мира ангельского, который невидим для материального мира, но абсолютно реален и существует [6, с.104].

Возвращаясь к природе творения мира, Библия и наука имеют различные точки зрения в понимании этого вопроса. Наука, как было сказано ранее, оставляет этот вопрос открытым и не дает на него ответа. Поэтому и происхождение мира в научном мышлении вызывает огромное число точек зрений, которые не могут быть подтверждены и не имеют обоснования.

Библия, как и учение святых отцов, прямо указывают на Бога, как на Источник и Творца всего видимого и невидимого мира. По этой причине, следует признать, что позиция Церкви может быть, конечно, принятой или не принятой научным миром, но имеет свое право на существование и объясняет главный вопрос, на который наука не может найти ответ.

Источники и литература:

 

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Российское Библейское Общество. [Текст] – М., 2002. – 1296 с.
  2. Василий Великий свт. О животных земных // Беседы на Шестоднев [Текст] – М.: 2006. – 440 с.
  3. Амвросий Медиоланский свт. Шестоднев. Книга первая. О первом деянии Божьем. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/shestodnev/ (дата обращения: 19.11.2021)
  4. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01 (дата обращения: 16.11.2021)
  5. Преподобный Ефрем Сирин. Толкования на Священное Писание.  Книга Бытия

– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-bytija/1 (дата обращения: 15.11.2021)

  1. Василий Великий свт. Беседы на Шестоднев, – М.: 2006. – 528 с.

 

 

 

Comments are closed