В Иверском храме состоялись богослужения Великой Пятницы и Субботы
22 апреля, в Великую пятницу, день воспоминания Святых спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, в Успенском семинарском храме были отслужены царские часы, вечерня с выносом Святой Плащаницы и утреня с чином Погребения. Накануне была отслужена утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий.
Чинопоследование богослужений Великой пятницы возглавил проректор учебной части иерей Алексий Изосимов, в сослужении клириков Иверского семинарского храма. Молитвенные песнопения исполнил мужской хор духовной школы под руководством иерея Дмитрия Котова.
В Великую Субботы Литургия совершалась в соединении с вечерней. По малом входе были прочитаны паремии из Ветхого Завета, содержащие пророчества и прообразы Воскресения Христова, с торжественным пением библейских стихов.
Вместо Трисвятого воспевалось «Елицы во Христа крестистеся» и читалось апостольское послание о спасительном значении для человека Таинства Крещения. Эти пение и чтение служат указанием на обычай древней Церкви – в Великую субботу совершать Крещение оглашенных, в течение долгого времени готовившихся «ко святому просвещению».
По чтении Апостола, вместо «Аллилуиа» священнослужителями в белых облачениях был воспет стих псалма, содержащий пророчество о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс. 81:8). В это время митрополит Сергий и все священнослужители в алтаре переоблачились в белые ризы. Также совершилось переоблачение “в светлейший чин” и священных одежд Престола и жертвенника.
Затем диаконом Александром Сухоруковым было прочитано Евангельское повествование об отвалении ангелом камня от дверей гроба Господня и прочих событиях, произошедших при Воскресении Христа Спасителя (Мф. 28:1-19).
На сугубой ектении возглашались молитвенные прошения о единстве Святого Православия и об избавлении от вредоносного поветрия. Затем иерей Алексий Изосимов вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сугубая молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви.
Вместо обычной Херувимской песни воспевалось исполненное глубокой внутренней сосредоточенности и страха Божия песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими, и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».
Перед пением «Буди имя Господне благословенно…» была вознесена о мире на Святой Земле.
После отпуста Литургии, согласно церковного устава этого дня, было совершено благословение хлебов и вина, в напоминание о древнем благочестивом обычае христиан — ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний святых апостолов. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, а также предстоящего бдения, Церковь подкрепляла силы верующих благословенными хлебом и вином.
По окончании Литургии на площади у южного входа в Благовещенский кафедральный собор началось совершение освящения куличей, Пасхальных яиц и творожных пасох.
Подробнее о событиях Великой Субботы и их духовном значении:
День Великой Субботы посвящен воспоминанию погребения Спасителя и Его сошествия во ад. В пятницу вечером, сняв с Креста бездыханного Господа Иисуса Христа, обвив Его пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, праведные Иосиф и Никодим положили пречистое тело в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находилась Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева, и мать сыновей Зеведеевых.
Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но, не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили Тела Иисуса Христа, и не сказали народу: «Воскрес из мертвых», — в субботу испросили у Пилата позволения приставить ко гробу стражу, а самый гроб запечатали печатью, (Мф. 27:57-66; Ин. 19:39-42), тем доставив истине Воскресения Христа несомненное подтверждение.
Святитель Феофан Затворник размышляет: «Господь спит во гробе телом, душею же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь, — все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большого совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех». (Святитель Феофан Затворник. «Мысли на каждый день года»).
Об этом говорят нам и слова церковных молитвословий, воспеваемых в нынешний день: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе». (Тропарь).
«Днесь ад стеня вопиет: уне мне бяше, аще бых от Марии Рождшагося не приял: пришед бо на мя, державу мою разруши, врата медная сокруши: души, яже содержах прежде, Бог сый воскреси. Слава Господи, Кресту Твоему, и Воскресению Твоему». (Стихира самогласна на «Господи воззвах»).
Сокрушенные врата поверженного ада, разоренного сошествием Господа Иисуса Христа, — это не только символ Великой Субботы, но и один из ярчайших образов, изображаемых на иконе Воскресения Христова. Таким образом, этот день — связующее звено между скорбными событиями Страстной Седмицы и грядущей Пасхой Христовой — Праздником праздников и Торжеством из торжеств.
[metaslider id=8373]
Comments are closed