1 марта в Алтайском государственном аграрном университете первый проректор Семинарии протоиерей Георгий Крейдун принял участие в обсуждении проблем диалога науки и религии в Алтайском аграрном университете. Поводом послужила презентация научной монографии «Наука и религия: нераздельность и неслиянность», в создании которой приняли участие ученые Центра гуманитарного образования АГАУ.
Монография «Наука и религия: нераздельность и неслиянность» стала результатом работы внушительного коллектива ученых из вузов и научно-исследовательских институтов Барнаула, Новосибирска, Омска, Москвы и штата Химачал-Прадеш (Индия). Алтайский ГАУ представляют доктор философских наук, профессор, директор Центра гуманитарного образования Андрей Иванов, кандидаты философских наук, доценты кафедры гуманитарных дисциплин Татьяна Артамонова и Вадим Останин.
Исследование специфики взаимоотношений между наукой, философией и религией в монографии рассматривается на примере России, Запада и Индии. Особое внимание в книге уделено деятельности выдающихся ученых и религиозных мыслителей, которые гармонично сочетали научный подход и религиозную практику. Главная особенность монографии заключается в том, что в ней на примере России и Индии исследуются конкретные примеры плодотворного взаимодействия науки и религии в медицине, сельском хозяйстве и природоохранной деятельности. Так Татьяна Артамонова обращается к анализу русских аграрных религиозных практик, земледельческих обрядов на Алтае.
Презентация монографии состоялась в конференц-зале главного корпуса Алтайского ГАУ в смешанном формате. В ней приняли участие не только ученые АГАУ, но и авторы монографии из научных организаций РАН Москвы и Новосибирска (в режиме видеоконференц-связи), а также философы, социологи, искусствоведы, филологи и богословы из вузов Барнаула – классического университета и Барнаульской духовной семинарии. Видеоприветствие авторскому коллективу монографии прислал член Изборского клуба,к. филол.н., поэт, секретарь Союза писателей России, автор книги о Павле Флоренском в серии «ЖЗЛ» Михаил Кульдяшов.
«Тема, заявленная в названии нашей книги – сложная. Материал книги рассчитан на дискуссию. Главная идея, которую мы хотели привнести в книгу, и которую разделяет весь авторский коллектив, – наука и религия две принципиальные сферы духовной культуры, между которыми существуют диалогические отношения. Принципы этого диалога мы и постарались сформулировать. Мы убеждены, что для духовного единства в нашем обществе должны быть преодолены две крайности: атеистическое неверие, с одной стороны, и иррациональная вера, отрицающая роль разума и науки, с другой. При всем различии науки и религии уважительные диалогические отношения между ними позволяют сформировать целостное мировоззрение, что более перспективно, чем идейная конфронтация и размежевание!», — отметил в своем обращении к участникам презентации Андрей Иванов.
В ходе последовавших выступлений членов авторского коллектива монографии и приглашенных участников были высказаны различные точки зрения на взаимодействие науки и религии.
Один из авторов книги, д.филос.н., профессор, гл. научный сотрудник Института философии РАН (Москва) Ирина Герасимова, высказала тезис о том, что монография стала знаковым событием в отечественно культуре. «Книга отражает кардинальные перемены в миропонимании. Сегодня идея диалога науки и религии еще нередко вызывает осторожное отношение. Удачно в книге подобран фокус внимания, это методологически верный шаг: вектор будущего синтеза науки и религии. В жизни человека есть духовный разум, отраженный в книжности, и наука, то есть развитый интеллект. В нашей монографии они вступают в диалог», — подчеркнула в своем выступлении московский ученый.
Проректор Барнаульской духовной семинарии, заведующий кафедрой богословия и церковно-практических дисциплин, доктор искусствоведения, протоиерей Георгий Крейдунпоздравил коллектив авторов с выходом книги и отметил актуальность проблемы, поднятой в ней. Он выразил мнение с точки зрения православного богословия по вопросу совместимости иррационального опыта и научно-рационального познания мира.
Георгий Крейдун обозначил и вызовы, которым наука и религия сегодня могут совместно противостоять. Прежде всего, это агрессивное навязывание в массовой культуре ценностей т.н. «виртуальной реальности». «В мире виртуальной реальности, целиком зависящей от своеволия своих творцов, отсутствуют традиционные категории, духовные, национальные, культурные ценности. Виртуальная реальность создает не человека, а “жителя” этой реальности. И если люди старшего поколения более устойчивы в приверженности традиционным ценностям, то у молодежи чаще всего они еще не сформированы. Чтобы противостоять идеологии творцов виртуальной реальности необходимо целостное мировоззрение, взаимодействие науки и религии. Подлинная научность подразумевает наличие религиозной традиции, а подлинная религиозность не отрицает существование науки! Это традиционная форма существования человеческого сознания, которая должна противостоять стратегии расчеловечивания, продвигаемого виртуальной реальностью!», — сказал проректор Барнаульской духовной семинарии.
В дискуссии по теме монографии также приняли участие д.филос.н., профессор, заместитель директора по научной работе Института философии и права СО РАН Юрий Попков(Новосибирск), ученые классического университета – д.филос.н., профессор Тамара Семилет, д.филос.н., доцент Марина Широкова, д.филос.н., доцент Ирина Фотиева и к.филос.н., доцент Александр Россинский.
Comments are closed