Биография: родился 17 января 1955 года в селе Жилино Первомайского района Алтайского края в многодетной семье верующих родителей, из служащих.
Закончил военное училище, военную академию, проходил службу в Дальней Авиации до 1998 года. По увольнении в запас нес послушание завхоза, пономаря в храме Казанской иконы Божией Матери города Канска Красноярского края. Рукоположен в сан в 2002 году. После вернулся на Алтай в город Барнаул, где был рукоположен в иерейский сан. Служил священником в Покровском кафедральном соборе. В последнее время состоял в заштате по болезни.
Церковные послушания: С 2008 по 2013 год являлся заведующим пансионата при Барнаульской духовной семинарии. Окончил Барнаульскую духовную семинарию в 2011 году. С 1 августа 2013 по 2016 год — проректор по воспитательной работе Барнаульской духовной семинарии, заведующий подготовительным отделением семинарии. иерей Георгий Барков был штатным священником Покровского кафедрального собора и духовником воскресной школы.
18 марта 2022 года преставился ко Господу. Гроб с телом новопреставленного находится в нижнем приделе Покровского кафедрального собора.
Отпевание будет проходить после утренней службы в понедельник 21 марта.
Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего иерея Георгия, просим и ваших молитв о его упокоении.
Со страниц журнала «Покров» за май 2015 №7.
В год 70-летия Великой Победы своими воспоминаниями поделился штатный клирик Покровского кафедрального собора, куратор подготовительного отделения Барнаульской духовной семинарии, духовник Воскресной школы Покровского кафедрального собора иерей Георгий Барков. о. Георгий — подполковник в запасе — пообщался с участником Великой Отечественной войны барнаульцем Иваном Васильевич Кулешовым.
Это нельзя забыть…
После окончания школы, в 1972 году, по благословению отца, я поступил в военное училище (Иркутское военное авиационно-техническое училище). Вспоминая сейчас годы учебы, на память приходят моменты удивительного общения с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны. Это было время, когда они ещё были в военном строю. Это было на лекциях, когда они вспоминали случаи из своей фронтовой жизни, это было длинными вечерами специальных встреч с ними, когда мы задавали свои многочисленные вопросы, касаясь самых разных аспектов фронтовых будней. Помню, меня поразил рассказ преподавателя тактики. Был он призван 18-ти лет в 1941 году в пехоту, и после недолгой подготовки первый бой, в котором его рота была поднята в атаку врукопашную. Он рассказывал, что чувствовал, какие мысли проносились в голове, как он до сих пор помнит лицо того воина немца, с которым он сошелся в штыковую, и как потом, до конца боя, всё остальное было как будто вычеркнуто из памяти. Когда он как будто бы очнулся, бой уже закончился, а он находился на поле боя и без винтовки. Винтовку он нашел в теле убитого штыком фашиста.
Закончив училище, я прибыл в гвардейский полк Дальней Авиации, для прохождения дальнейшей службы. И первые пять-шесть лет довелось служить с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, которые, как и в училище, оставались в военном строю. Совместная служба и общение с ними навсегда останется в моей памяти.
Во время всех этих встреч, общений, совместной службы всегда особенно ощущалось заботливое, отеческое отношение ветеранов к нам, молодым офицерам. В их рассказах всегда присутствовала ссылка, что мы русские, «русские по духу», по вере, в нашей истории замечательные воины, полководцы, святые, и они не могли по-другому воевать.
Будучи школьником, я помню, что перед нами, в дни памяти Великой Победы всегда выступали ветераны. Об одном из них мне хотелось бы рассказать. Это отец моей одноклассницы Иван Васильевич Кулешов. 14 января 2015 года ему исполнилось 95 лет. Иван Васильевич – глубоко верующий человек, регулярно исповедуется и причащается. С этим он всегда обращается ко мне как к священнику.
Старший брат Ивана Васильевича в первые месяцы войны попал в плен и в марте 1942 года погиб в концлагере.
На несколько вопросов Иван Васильевич согласился ответить. В беседе принимала участие дочь Ивана Васильевича Ольга.
- Встречаетесь ли Вы со своими друзьями с войны?
— На 25-летие Победы к нам в гости приезжал командир отделения старшина Алексей Иванович Тимофеев. Он рассказал нам, что папа спас его, до того мы не знали об этом. На реке Неман при очистке форватера. Для этого к сваям привязывали на проволоку противотанковые мины и поджигали бикфордов шнур. Туда и обратно нужно было плыть на резиновой лодке. Папа взорвал уже штук 5 — 6. Старшина Тимофеев решил поехать сам, а папу оставил отдохнуть. Он закрепил мину, поджег шнур и, видимо, заторопился и упал из лодки в воду, а плавал плохо и начал тонуть. Тут папа его и спас, успел до взрыва.
- Какой самый страшный эпизод в войне?
– Вся война страшная.
- Сколько Вам было лет в начале войны?
— 21
- Тяжело было воевать с фашистами? Почему?
– Нелегко. У фашистов было больше техники, вооружены были лучше. Когда появились «катюши», стало значительно легче.
- Какой распорядок дня у Вас был во время войны и был ли он вообще?
– Никакого распорядка. Спали, где придется и на снегу, в том числе. Политрук политинформацию проводил каждый день. А распорядка не было.
- Где Вы были, когда война закончилась?
– Войну закончил и встретил день победы под Кенигсбергом. В часть сообщили по телефону. Командование нам объявило. Из орудий стреляли, кричали «ура». Радовались все.
- Какая для Вас самая ценная медаль?
– «За отвагу» и «Орден Красной звезды».
- Был ли у Вас на войне боевой товарищ, с которым Вы сражались плечом к плечу? Прошёл ли он войну? Жив ли он?
– Тимофеев – старшина, уже нет его.
- Опишите самые запоминающие моменты в войне?
– I. В Крыму около Алушты шел по тропинке, засыпанной гравием, и встал на мину, только характерный щелчок. Рядом тот же Тимофеев: «Ваня, успокойся, тихо-тихо, сходи потихонечку». Слава Богу, всё обошлось.
- II. Ещё был случай. С пополнением из Курской области в 1941 году под Москвой прибыли лет 17-18 мальчишки, один из них – Карачевский — был то ли болен, то ли слаб, но ему всегда хотелось спать. Он засыпал, как только присаживался и на политзанятиях. Поставили его в караул ночью. Пошел командир с политруком проверять посты, а он спит. Разобрали на собрании, наказали. А в следующий раз он опять уснул на посту. Всё. Расстрелять! А расстреливать отправили тех мальчишек, с которыми он прибыл на пополнение. – Готовьсь! Пли! – И всё. На следующий день неподалеку выставили пост. Мальчишка прибегает и говорит: «Карачевский живой, стонет». Политрук схватил пистолет, побежал и добил его. Спустя некоторое время во время переброски на другое место начался обстрел. Невдалеке стояла постройка, видимо, для лошадей, типа сарая с отсеками. Солдаты разбрелись по нему, а политрук и командир встали у ворот понаблюдать. Вот их одним взрывом двоих и накрыло. Папа всегда говорит: « Это их Господь за мальчишку этого наказал».
III. Отступали. Фашисты бомбят — света белого не видно. Сзади Керченский пролив. Самое узкое место — коса Чушка, 4 км. Вплавь рискованно. Тут у мужиков камера прилажена на доске, собираются плыть. А один говорит, что плавать не умеет да и не поплывет – все родные под немцем и ему тут суждено остаться. Пригласили папу, он согласился. Плывут, вокруг снаряды рвутся. Кругом кто на чем движется. Многих поубивало, а им повезло. Где-то посредине снаряд разорвался прямо около их камеры и оглушило большую рыбину кг на пять. Папа её ремнем захватил. Так и выплыли. Недалеко от берега их подобрал катер и высадили на причал. Там они зашли к женщине, оказалось, раньше у неё же находился штаб и на постое были командиры, но их не было теперь. Они попросили женщину приготовить рыбу. Тут прибыли и офицеры. Так что этой рыбы хватило на всех. А когда хозяйка постелила постель на кровати, офицеры отказались от этого ложа в пользу простых солдат. Папа вспоминает об этом с благодарностью и теплотой. «Мы на ней спали как убитые на каком боку легли, с того и встали».
- IV. Папа был в разведроте, у него одного в отделении был автомат, трофейный, видимо. Пошли в разведку и набрели на разбитую повозку. Посмотрели, что там лежит, – кто шоколадку, кто консервы взял, а папа взял бинокль. Пошли дальше, вышли к церкви. А там оказались фашисты и начали косить из автоматов. Папа спрятался за дуб. Его заприметили, видимо, думали, командир с автоматом и биноклем. Бедному дубу досталось, да и папе высунуться не давали: прострелили обе руки и ногу. Когда выбили засевших фашистов, папу отнесли на носилках, и мужики говорили папе, что он счастливый, что остался жив. Он и сам говорит, что если б ни этот неохватный дуб, уж давно его бы не было. Если б мог съездил, поклонился бы этому дубу.
- Чем вы занимались до Великой Отечественной войны?
– Сапожником работал в Затоне.
- Расскажите, как и где призывались?
— В 1940 году был призван в армию из Бобровского затона.
- Как прошло Ваше боевое крещение, помните ли первый бой? – У Усть-Каменогорска стояли в палаточном лагере. Повели в летний кинотеатр «Ридер», был концерт в воскресенье. Среди концерта вывели на улицу, и политрук объявил о том, что началась война. Обратно отбыли в Семипалатинск, потом от Ашхабада в 10 км простояли дня три. Затем в Черджоу полмесяца. Оттуда — в Тулу и на машинах к Москве на боевые позиции.
- Была ли баня на фронте?
– Какая там баня? Брезентовая палатка, в ней воды нагреем. Там и мылись и то редко. А на передовой какая баня?
- Часто ли Вы писали домой письма? О чём писали и кому? От кого получали письма?
– Часто писал домой, что жив-здоров, писать сильно нельзя – цензура. Писал маме, папе, племянницам, сестре и братьям (пока Евстафий не погиб под Ржевом, а другой брат – Дмитрий — раненый не попал в плен и там погиб. От них тоже получал письма.
- Было ли радио на фронте? Когда его можно было слушать? Что передавали?
– Радио не было. Связь была лишь проводная. Катушками связисты тянули. Вот и всё.
- Что читали на фронте?
— Письма да политрук политинформацию проводил.
- Как помогала песня на войне? Какие песни пели?
– Когда попадали в землянки, так там и пели. Всякие песни. У кого какие дома поют, те и пели. Люди-то были всех 15-ти республик в одной семье. Из одного котла питались и пели. И, конечно, «Катюшу». Украинцы сильно хорошо пели.
- Приезжали ли на передовую артисты?
– Один раз приезжали.
- Что пожелаете молодежи?
– Чтобы мир берегли и не допустили войны.
- Какие награды получили?
– Орден «Красной Звезды», медаль «За отвагу», «За победу над фашисткой Германией», «За оборону Москвы», «За битву под Москвой», «За оборону Кавказа», «За взятие Кенигсберга», «За освобождение республики Беларусь», юбилейные награды. Всего 21 награда.
- Какая любимая песня военных лет и современная?
– «Катюша», «День Победы».
- Как зовут детей и внуков?
— Дети: Валерий, Александр, Дмитрий, Ольга. Внуки: Александр, Ирина, Михаил, Евгений.
Правнуки: Денис, Глеб, Екатерина.
- Когда и где родились?
– 14 января 1920 года в пос. Турина Гора.
- Кем были Ваши родители?
– Отец – Василий Егорович Кулешов — сапожник. Мать – Анна Ильинична Кулешова — домохозяйка.
- На каких фронтах воевали?
– Западный фронт и Северный Кавказ.
- Какая Ваша военная специальность?
– Сапер-минер.
- Расскажите о самых примечательных фактах Вашей фронтовой биографии, наиболее памятных боях или других моментах из Вашей боевой жизни и жизни однополчан, за какие подвиги удостоены наград?
– В ночь на 11.04. 1944 при выполнении задания по проделыванию проходов в минных полях и проволочных заграждениях под ружейно-пулеметным огнем ползком проник через минные поля к проволочным заграждениям противника, снял 62 противотанковых мины. При разминировании города Феодосии снял 210 противопехотных мин (из представления к ордену «Красной Звезды» от 24.04. 1944). На 20 ноября 1944 г. имел на личном счету 1653 обезвреженных взрывных заграждений. В полосе 28-й Армии под минометным огнем противника установил 170 противотанковых мин.
- Что помогало Вам выживать в экстремальных условиях войны?
– Вера в Бога.
- Чем занимались после войны?
– После войны я демобилизован в 1946 году. Работал сапожником, затем служил в военизированной охране в Текстильшвейобувьторге 20 лет. Оттуда и ушел на пенсию.
- Как Вы отмечаете День Победы?
– Приезжают дети с внуками и правнуками, племянница с детьми и внуками, приходят соседи. Празднуем, поем песни, вспоминаем близких, войну и нашу победу.
- Встречаетесь ли с однополчанами?
– Нет.
- Отношение к современным фильмам о войне
– Их не смотрю. Переживаю за Украину.
Редакция журнала «Покров» сердечно благодарит Ивана Васильевича за содержательные воспоминания, иерея Георгия и Ольгу Ивановну за помощь в подготовке материала.
Comments are closed